?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тема лекции: Цветовые системы 19 века. Эвальд Геринг. Шарль Блан.

Эвальд Геринг (Ewald Hering)

Источник

В 1878 году физиолог Эвальд Геринг опубликовал свою "Теорию светочувствительности" в Вене, которая оппонировала чисто феноменальному или физическому пониманию цветов.

Основные цвета: синий, красный, жёлтый.

Родственные системы: Pythagoras, Aristotle, Plato - Maxwell - Helmholtz - Blanc - Höfler - Boring - Birren - Johansson - Hesselgren - N.C.S. - C.I.E.L*A*B. - Albert-Vanel

Резюме: Геринг больше интересовался интроспективными аспкетами цветов. Он также потратил значительное количество времени, исследуя восприятие глазом трёхмерного пространства. Его работа в области цвета относится к проблеме жёлтого в трёхцветной системе, например. По Гельмгольцу, жёлтый необходимо производится из смеси красного и зелёного, но это, как понял Геринг, не соответствовало человеческому опыту. Ощущение жёлтого первично и не связано со смесью. Геринг утверждает, что в дополнение к чёрному и белому существуют четыре цвета, которые "могут возникать без оттенка другого цвета" и советует рассматривать "каждое визуальное восприятие" как "смесь шести основных ощущений", которые противопоставляются друг другу и таким образом взаимодействуют.



В середине 19 века считалось, что только три переменных, другими словами, три рецептора, необходимы, чтобы объяснить смешивание цветов, что составляло основу экспериментов, проведённых Джеймсом Максвеллом в 1867 году и Германом фон Гельмгольцем в 1859. Современные физиологи могут только подтвердить, что существует три типа молекул (фоторецепторов), и что каждый тип в частности чувствителен к коротким, средним и длинным волнам. И хотя эти наблюдения могут помочь объяснить, почему несколько диапазонов волн падающего света не могут быть различимы от других и, таким образом, почему многие смеси дают одинаковые цвета, мы, однако, не можем объяснить те оттенки цветов, которые мы видим.

Именно Гельмгольц предположил, что должны существовать три рецептора, каждый из которых напрямую сигнализирует об определенном оттенке цвета, о он, следовательно, назвал это рецепторы "синим", "зелёным" и "красным" в убеждении, что синий рецептор, например, производил ощущение синего, и т.д. Он, конечно, знал, что спектральная чувствительность рецепторов должна совпадать друг с другом таким образом, что каждая длина волны может приводить к различным цветовым связям (и другому восприятию).

Photobucket

Между 1872 и 1874 годом физиолог Эвальд Геринг (1834-1918) выпустил в Академии Наук Вены "шесть сообщений", озаглавленных "О теории светочувствительности", опубликованных в частном порядке в 1878 году, в которых Геринг оппонирует взглядам Гельмгольца на цветовые явления. (Начиная с 1905 года он публиковал свои "Принципы теории светочувствительности". Они выходили в четырёх частях, из которых, случайным образом, третья часть внезапно прерывалась на половине предложения, оставляя читателя в ожидании полного значения на долгие годы!)

Photobucket

Хотя Геринг затратил значительное количество времени на исследования восприятия глазом трёхмерного пространства, он больше интересовался интроспективными аспектами цветов. Его работа в области цвета относится к проблеме жёлтого в трёхцветной системе, например. По Гельмгольцу, жёлтый необходимо производится из смеси красного и зелёного, но это, как понял Геринг, не соответствовало человеческому опыту. Ощущение жёлтого первично и не связано со смесью. Геринг далее утверждает, что смеси красного и зелёного никогда не возникают, но взаимоудаляют друг друга. Красно-зелёный просто немыслим.

Геринг таким образом приходит к выводу, что существует не три, а четыре первичных цветовых ощущения, или психологических основных цвета, которые кодируют наше восприятие средствами так называемых оппонирующих процессов. В 1878 году Геринг написал: "Жёлтый может иметь красный или зелёный оттенок, а красный может иметь только или жёлтый, или синий оттенок. Четыре цвета могут с полной корректностью, таким образом, быть описаны как простые или основные цвета, что уже и сделал Леонардо да Винчи. В языке также есть простые описания этих цветов, а не выражения, заимствованные из цветных природных объектов."

В случае с противоположными цветами, которые имеются у всех цветов видимого спектра, Геринг также говорит об "антагонистических типах света... которые вместе производят белый". Это значит, что "они не дополняют друг друга с целью получить белый свет; они просто позволяют белому выглядеть чистым, потому что как антагонисты, они делают воздействие друг друга невозможным". Белый был для него "ощущением со своей собственной природой, также как и чёрный, красный, зелёный, жёлтый и синий". Геринг поэтому дополнительно предложил чёрно-белый оппонирующий процесс, чтобы обслуживать яркость. Таким образом, всего существует шесть основных цветов.

Геринг экспрессивно дистанцировал свою "Теорию светочувствительности" от мира физики. Для Геринга утверждение, что красный и зелёный или синий и жёлтый вместе дадут белый будет "иметь смысл, если красный и зелёный понимаются как колебания эфира, а не как ощущения красного и зелёного".

Эксперименты с ипользованием подопытных, которые должны были описывать ощущения от цветного света, убедительно подтверждают сейчас оппонентную теорию Геринга; четыре выражения - красный, зелёный, жёлтый и синий - были в распоряжении первых исследователей, и они смогли описать каждый цвет, используя подходящие комбинации этих терминов.

Фактически, существуют четыре, а не три основных цвета (нейропсихологическое доказательство этому было доступно с 1966 года, но бы рассмотрим это в другом месте) и эти цвета помещены напротив друг друга в системе Геринга, которая представляет собой круг из оппонирующих колец и эллипсов.

Photobucket

Photobucket

На картинке это показано в виде четырёх основных цветов (жёлтого, красного, синего и зелёного), расположенных под прямым углом друг к другу.

Порядок цветов Геринга, который он описывает как "естественную систему цветовых ощущений", формирует основу системы, известной сейчас как NCS  (Natural Colour System) - "Естественная цветовая система". Порядок цветового круга показывает положение четырёх "первичных" цветов и пропорции, в которых два любых первичных цвета могут образовывать смеси.

Оппонентная теория Геринга не была принята и её критиковали главным образом студенты Гельмгольца, которые аргументировали, что предложение Геринга имело смысл лишь в том случае, если в нервной системе имеют место два различных процесса: стимулирующий и модерирующий. Во времена Геринга такого рода знания, которые мы сейчас считаем само собой разумеющимися, всё ещё должны были быть полученными и подвергнутыми доказательствам. Однако, наше восприятие цветов не стало яснее, но мы не должны позволять этому факту мешать нам наслаждатья ими.


Шарль Блан (Charles Blanc)

Источник

Французский критик искусства Шарль Блан изучал цветовой контраст примерно в 1879 году.

Основные цвета: жёлтый, красный, синий.

Форма: круг.

Родственные системы: Chevreul - Hering - Rood

Резюме: В целях исследования законов симультанного контраста (которые берут начало у М. Э. Шеврёля) и возможностей оптического смешивания по Эжену Делакруа (который пытался применить "законы симультанного контраста" Шеврёля на практике), цветовая система состоит из круга, содержащего шесть противолежащих треугольников, в которых аддитивные первичные цвета красный, жёлтый и синий чередуются с субтрактивными первичными цветами оранжевым, зелёным и фиолетовым.

Photobucket

После революции 1848 года французский критик искусства Шарль Блан (1813-1882) несколько лет был директором Департамента Декоративных Искусств в Министерстве Внутренних Дел в Париже. После окончания политической карьеры он развил интерес к искусству и в 1881 году представил свою "Грамматику декоративных искусств", которая широко читалась художниками, включая Гогена, Сёра и Ван Гога. Труды Блана считаются самыми влиятельными текстами по теории цвета во 2-й половине 19 века.

В 1879 году, за два года до опубликования своeй "Грамматики", Блан разработал цветовую систему, основанную на "законах симультанного контраста" Шеврёля. Некоторые идеи были также позаимствованы у художника Эжена Делакруа, который пытался применить теорию контраста Шеврёля на практике. По Делакруа, полутона - которые для него являются доминирующими принципами живописи - не появляются в результате смешивания чистых цветов с "загрязняющим" чёрным, но по причине использования комплементарных цветов. Чтобы обрисовать свои идеи по поводу цветов, Блан взял равносторонний треугольник с жёлтым, красным и синим углами и фиолетовым (между красным и синим), зелёным (между синим и жёлтым) и оранжевым (между жёлтым и красным) по сторонам. Следовательно, Блан строит свой цветовой круг из треугольников, не включая туда чёрный или белый, - три хроматических треугольника, таким образом, один для каждого аддитивного первичного цвета (красный, жёлтый и синий) и один для каждого из их комплементарных пар (оранжевый, зелёный и фиолетовый).

Photobucket

Photobucket

Смешанные цвета характеризуются отношением как к материалам, так и к предметам: гранатово-красный, капуцин, шафрановый, зеленовато-жёлтый (сернистый), бирюзовый и колокольчиковый. Если включить оранжевый, то будет четыре независимых цветовых термина, которые соответствуют психологическим первичным цветам Геpинга.

Перед тем, как написать "Грамматику декоративных искусств", в 1867 году Блан написал "Грамматику графических искусств", в которой он рассматривал цвета как "женский" компонент искусства, который подчинён "мужскому" компоненту начерченной линии.

Photobucket

Хотя художники из числа его читателей явно не имели никакого представления о том, что делать с этим разграничением, они поддержали другие идеи Блана; Ван Гог, например, был очарован динамикой комплементарных пар цветов. Блан описывал комплементарные цвета как победоносных союзников, когда они появляются рядом друг с другом, но когда они смешаны вместе, Блан видел их заклятыми врагами. Ван Гог впоследствии использовал их в своих картинах для изображения "борьбы и антитезиса", как он описывает это в письмах к своему брату Тео.

Основные труды Блана появились примерно в 1880 году, в то время, когда начинался новый диалог между мирами искусства и науки. Расцвет импрессионизма подходил к своему концу. В последующие годы неоимпрессионисты будут пытаться подвести более научный фундамент под импрессионистские цвета под предводительством Жоржа Сёра. В их распоряжении было много материала, включая работы Германа фон Гельмгольца, чей учебник "Физиологической оптики" вышел на французском языке) и тексты Вильгельма фон Бецольда, которые были опубликованы на французском в 1876 году. Сёра и его коллеги начинали осознавать, что если они не будут вовлечены в науку, которая могла бы объяснить оптичекие эффекты, которые лежали в основании их искусства, то это искусство останется интеллектуально неудовлетворительным. Эта задача становилась легче с помощью работы физика Огдена Николаса Руда, который также был опытным художником.

Profile

colour mix
natural_colours
Природа цвета и цвета природы

Latest Month

May 2011
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Visitors and Statistics

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

free counters
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner